- Андрей ФурсенкоЭксперт
Полагаю, что главная идея заключалась в том, что мы должны думать о наших гражданах. Думать не о том, чтобы навязать им какие продукты и идеи, а делать то, что ждут от нас наши граждане. Это работа на потребителя, причем внутреннего, отечественного. У нас не такой маленький рынок. И, наверное, мы должны сделать так, чтобы то, что мы производим, было привлекательно не только для нас, но и для других. А чтобы это было так, нужно, чтобы мы внутри страны продемонстрировали, что наша продукция лучше.
Знаете, в своё время, когда я участвовал в переговорах о продаже российских самолётов, нас спросили: а вы сами-то у себя будете покупать ваши самолёты? Так вот, если вы своё не готовы покупать, то шансов продать это кому-то практически нет. И государство и граждане должны быть потребителями своих товаров. Но это означает, что продукция должна быть конкурентоспособной. А у граждан должны быть деньги. Президент это и имел ввиду, когда говорил о б экономике высоких зарплат.
А есть ли у нас интеллектуальный ресурс, чтобы реализовать объявленные президентом экономические приоритеты?
Важно, чтобы было желание. И готовность взять на себя ответственность. Может быть, самая главная проблема - это проблема достаточного количества ответственных людей. Такие люди есть, но о них мы мало знаем. Вот, наша задача помогать таким людям пробиться на рынок и реализовать себя и свои способности.
23 голоса(ов) (27%) - Анна ФедюнинаЭксперт
Нужно, прежде всего, отталкиваться от выступления президента Путина на ПМЭФ, где чётко дано понять, что экономика совершенно точно не будет стремиться к самоизоляции и совершенно точно не будет ориентироваться на исключительно внутренний спрос. Хотя бы в силу того, что это создало бы существенные ограничения для потенциальных темпов экономического роста. По сути мы бы попали в ловушку зависимости от внутреннего спроса.
В ходе ПМЭФ мы слышали заявления, связанные со стремлением России искать новых зарубежных партнёров из дружественных стран, реализовывать новые проекты, в том числе и инвестиционные. Россия совершенно точно не будет закрываться. И то большое количество иностранных делегатов, которое мы видим в официальной статистике по итогам участия в ПМЭФ, в целом это подтверждает.
Тот факт, что Арабские Эмираты, например, являлись одной из главных стран — участниц ПМЭФ, также довольно хороший сигнал. Это богатая быстроразвивающаяся экономика, с которой Россия совершенно точно могла и уже находит совместные интересы для перспективного развития.
В этом смысле совершенно не видится сигналов к тому, что Россия переориентируется на внутренний рынок. Даже если мы будем говорить про отдельные отрасли, то, как трансформируется производство, мы видели на полях ПМЭФ. В частности, это проекты АвтоВАЗа. Были презентованы новые автомобили, и несмотря на то, что в сетях разошлась шутка про автомобиль, не завёдшийся с первого раза, это хороший пример выстраивания цепочек создания стоимости нового типа с китайскими компаниями.
20 голоса(ов) (23%) - Евгений КоганЭксперт
Полная переориентация экономики на внутренний рынок состоится непременно. Это хорошая и логичная задача, тем более что очень много брендов и компаний ушло.
Но проблема в том, что, во-первых, внутренний рынок не настолько большой, а, во-вторых, его платежеспособность вызывает очень много вопросов. Да, действительно российские компании будут захватывать те или иные ниши — это неизбежно. Мы видим это и на уровне сектора косметика, парфюмерия, на уровне лёгкой промышленности, потребительских товаров.
Но основу российской экономики всё равно составляли экспортноориентированные предприятия: химия, нефтехимия, нефть, газ и прочее. Внутренние ниши мы захватывать, конечно, будем, потому что они освободились. Но всё-таки я полагаю, что с экспортноориентированной моделью нам ещё долго предстоит жить, и может быть, в этом нет ничего плохого.
20 голоса(ов) (23%) - Игорь НиколаевЭксперт
Российская экономика будет вынуждена переориентироваться на внутренний рынок, и объяснение этому простое. Санкции, введенные после февраля 2022 года, как раз были направлены против экспорта российских товаров. Логика санкционеров проста: лишить Россию значительных экспортных доходов. Чтобы этого не произошло нужно решать задачу функционирования, выживания экономики. Значит, надо переориентироваться на внутренний рынок.
Неудивительно, что уже в прогнозе Минэкономразвития социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024—2025 годов было зафиксировано, что чистый экспорт будет вносить основной вклад в ухудшение динамики ВВП в краткосрочной перспективе. Поэтому кроме внутреннего рынка других путей нет.
Переориентация на внутренний рынок уже началась и началась вынужденно.
21 голоса(ов) (25%)