- Игорь КузнецовЭксперт
Советская литература в школьной программе есть, это классика. Если говорить о словах президента Путина об этом, то думаю, что речь идет о новом формате отношения к курсу литературы для школьников.
Этот курс в значительной мере претерпел изменения с точки зрения содержания по сравнению с тем, чтобы было в советское время. Дело в том, что федеральные стандарты не регулируют содержание: учитель волен выбирать, что дети будут читать, а что они могут прочитать в факультативном порядке. Канон в отношении произведений классической русской литературы XIX века — Толстой, Гоголь, Достоевский, Пушкин — более-менее устоялся, причем устоялся еще в досоветский период. В отношении советской литературы — в последние десятилетия советской власти, до распада СССР, и радикальных реформ такого не наблюдается.
Сейчас советские писатели в программе присутствуют, но произошла некоторая их ревизия. Особенно это коснулось таких авторов, как М.А. Шолохов, «Тихий Дон» в программе есть, а «Поднятую целину» убрали, вывели в факультатив. Или, например, «потеряли» фадеевскую «Молодую гвардию», которая в принципе имеет аудиторию юношества, молодежь, ребят старших классов, то есть практически ровесников в организации подпольщиков Краснодона. Этого произведения в числе обязательных для изучения курса литературы не оказалось. Или, например, исчез «Сын полка» Валентина Катаева, который ориентирован на младших школьников, блестящая повесть, направленная на понимание того, что такое судьба совсем маленького человека в горниле войны.
Произошла утрата целостного представления о том, что такое советская литература.
Существовал определенный крен в сторону произведений новых классиков или возрожденных классиков: Солженицын, Гроссман, Рыбаков в значительной степени ими заместили то, что было ранее.
Как такой поворот будет регулироваться? Это большой вопрос, потому что, повторюсь, федеральный стандарт в большей степени отнесен к общим навыкам, компетенциям школьников, необходимости сформировать у них целостное представление о литературе, развитии стилей, направлений, отдельных исторических этапов, литературного творчества и авторов. Что касается подбора самих книг и авторов, — это вопрос, зачастую остающийся на личное решение учителя, школы, педагогического коллектива.
Я сам, как преподаватель в университете, сталкиваюсь с ребятами, которые вроде бы читали того же Шолохова, но «Поднятая целина» для них неведома, хотя они немного знают о «Тихом Доне». И уже совсем плохо со знанием, например, «Судьбы человека» — и блестящей повести Шолохова, и ее гениальной экранизации с Сергеем Бондарчуком в главной роли.
Само понимание «культурный канон» отнесено не только к советским писателям, но и к конкретным произведениям.
Есть еще одна проблема, очень важная и серьезная. Школьный курс литературы, как и некоторые другие, раздваивается: у нас есть основной школьный курс, общеобязательный, а есть продвинутая литература, профильный курс. Мы тем самым уже задаем разную планку, разный уровень в освоении материала. Соответственно, мировоззренческие ориентиры и даже эстетическое развитие будут различны. Это проблема не только литературы, такая же ситуация существует по ряду других курсов «базовый/профильный».
Если в отношении математики или физики это может быть отчасти оправдано (ориентация на гуманитария или человека с математическим, естественно-научным мышлением), то такие базовые вещи, как история страны, ее география, родная литература, родной язык, — сложно вот так разъединять и задавать «двоичный код» подхода в общем образовании.
Проблема намного сложнее, чем просто возвращение имен или произведений. Ситуацию стоит рассматривать шире, в целостном контексте того, что происходит в школе, в общем образовании, в процессе социализации ребят. Есть, к сожалению, проблема разрыва этого самого культурного канона, частью которого является советская литература, в том числе. Тут проблема в разных измерениях. Да, есть утраты.
«Вылетел», допустим, роман «Молодая гвардия», и сейчас уже «Молодая гвардия» в сознании ребят и многих уже студентов в большей степени ассоциируется с филиалом «Единой России», мини-партией власти. Но поколение их родителей, которые учились в советской школе, прекрасно помнили, кто такие были герои Краснодона, и что это не политическая риторика современности, а образ серьезных ребят, защитников, подпольщиков. Но книгу исключили, и всё, о ребятах все забыли.
Или опять же упомянутый «Сын полка». Я сталкиваюсь с тем, что, когда ребятам начального и даже среднего школьного возраста говоришь, что дети участвовали в ВОВ, что есть пионеры-герои, конкретные люди, чьи имена закреплены в памяти, это орденоносцы — Леня Голиков, Зина Портнова, Лиза Чайкина. Они спрашивают, а как это, разве дети могут воевать? Разве такое бывает, что дети воевали с гранатами, с автоматом? Ушли вместе с пионерией и соответствующие рассказы, брошюрки о пионерах-героях и подготовка, связанная с общесоциальными навыками в рамках пионерской организации. Сейчас этого не делается.
В катаевском «Сыне полка» герой – Ваня Солнцев, мальчик, который стал разведчиком, артиллеристом. Полк его усыновил, и он прошагал всю войну, стал достойным человеком, суворовцем, орденоносцем. Как это объяснить восьми-десятилетнему мальчику или девочке без наличия в школьной программе соответствующего произведения? В советское время были двоечники: книгу не читали, но в кино-то ходили все. Поэтому «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого кто-то прочтет, а кто-то посмотрит художественный фильм и, по крайней мере, будет знать, кто такой Алексей Маресьев, реальный человек.
Сейчас произошел разрыв этого пространства символов, фигур в значительной степени. Мы чувствуем это даже на наших примерах: студенты ведущих московских вузов – хорошие ребята, но у них не было очень значимого опыта освоения таких произведений, если семья им не озаботилась.
Мне кажется, что это серьезный разговор, который требует не простого решения вернуть всю советскую литературу. Нужна работа с преподавателями, педагогами. Поколение тех, кто вырос на этой новой советской литературе, уже сами педагоги, которые не знают этот пласт, либо знают очень слабо. Это вопрос широкий, серьезный, конечно же, политический, но может быть отнесен и к общекультурному контексту.
37 голоса(ов) (40%) - Галина ЮзефовичЭксперт
Как и во многих случаях, сейчас некоторый общий посыл и направление воспринимаются как прямое указание руководства к действию. На самом деле, пока еще ничего не произошло.
Президент Путин сказал, что надо возвращать советские произведения, что означает реально только вектор, некоторое направление. Понятно, что он хотел сказать: в школьной программе должно быть больше произведений, которые пропагандируют и продвигают идеи патриотизма в их максимально традиционном советском понимании. И, конечно же, из списка, который президент предложил, видно, что основной акцент делается на советские произведения о Великой Отечественной войне. Путин обозначил направление, которое мы в принципе и так уже все неплохо понимаем: больше советского в школьном образовании в принудительной форме. Вот всё, что он сказал.
Что это будет означать на практике, абсолютно неясно, потому что школьная программа не резиновая. В ней есть уже некоторый принятый государственный стандарт, в котором есть определенное количество часов. Соответственно, для того, чтобы впихнуть в программу что-то новое, надо либо ее вообще пересмотреть, либо из нее что-то выкинуть, либо увеличить количество часов. Всё это процесс, который требует некоторого времени и организационных усилий, поэтому, как на практике оно обернется, совершенно непонятно.
Сейчас Министерство образования должно начать об этом думать. Но Минобр – это такая организация, которая не умеет думать быстро, просто потому что это довольно сложный организационный процесс. Пока вряд ли что-то можно сказать, кроме того, что в очередной раз мы получили подтверждение общего направления движения. Бежим, ребята, туда — в сторону консервативности, советских ценностей, укрепления культа Великой Отечественной войны, фиксации советского видения этого периода и большего идеологического давления на школу.
Как конкретно бег в этом направлении будет устроен, что в действительности будет это означать, — Господь ведает. Как Министерство образования будет справляться с этой задачей? Грубо говоря, человеку сказали: бежим туда. Но кроссовок пока не дали, беговую дорожку не проложили, скорость бега и дистанцию не обозначили — ничего не обозначили. Только пока указали направление. В принципе, это направление мы и так уже могли осознать за последние пару лет.
32 голоса(ов) (34%) - Игорь КарауловЭксперт
Я понимаю, почему в школы возвращается советская классика: нам необходимо подтягивать патриотическое воспитание детей, поэтому и нужны подобные произведения.
Но сам я, честно говоря, давно не учился в школе и понятия не имею, что сейчас осталось в школьной программе, а что не осталось. Мне сложно судить, вместо чего будут включены в программу эти произведения. В мои школьные годы далеко не всё из этого списка было в программе. Мы изучали «Разгром» Александра Фадеева, помимо «Молодой Гвардии», а «Горячий снег» Юрия Бондарева был внеклассным чтением.
В основном в приводимом списке произведения, которые должны были воспитывать советский патриотизм. Я не знаю, что именно будут думать школьники после их прочтения: может быть, что на самом деле вот ту советскую страну надо было защищать. Но какое отношение это имеет к нынешней стране, непонятно. К тому же я не уверен, что это будет их любимым чтением. У меня, например, всё это не было любимыми произведениями в школе, но, может быть, кто-то действительно этим увлекался.
Знать этот пласт культуры, безусловно, нужно. Когда-то у нас даже Александр Солженицын был в школьной программе, хотя и по Солженицыну судить о том периоде истории государства довольно затруднительно.
Чем люди жили, чем они дышали, за что боролись, за что умирали в течение 70 лет советской власти, нужно знать. Нужно извлекать уроки из того прошлого. Из того, что люди были готовы умирать за ту страну; находились и те, которые действительно верили в идеи, с которыми та страна развивалась и ради которых она жила. И когда люди перестали в них верить, страна умерла.
Но, вместе с тем, хотелось бы именно патриотический посыл как-то актуализировать, приблизить к сегодняшнему дню. Чтобы не было впечатления, что речь идет о какой-то совершенно другой стране, которая действительно жила по другим законам. Мы же не собираемся сейчас строить социализм и коммунизм. Но герои «Молодой гвардии» умирали именно за это, за то, чтобы не было эксплуатации человека человеком. Ребенок прочтет и подумает, а как лично меня это касается, когда мы живем в обществе, где такая эксплуатация узаконена?
Мне пока сложно судить о том, какой эффект всё это произведет. Я понимаю, что подобный список нескольких произведений такого рода обязательно нужно включить в программу. Но с точки зрения воспитания у школьников навыков чтения, приобщения к чтению, сложно судить, насколько это будет успешно.
23 голоса(ов) (25%)