ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Константин Симонов
    Константин Симонов
    Эксперт

    Ничего драматичного в отмене правительства запрета на экспорт бензина нет. Запрет на экспорт – форсмажорная мера, которая действует в исключительных обстоятельствах, и, очевидно, что правительство просчитывает варианты перед тем, как ее отменить. Расчёты показывают, что дефицита топлива в стране нет, несмотря на продолжающиеся атаки дронов, поэтому запрет, конечно, стоило отменить, что и было сделано. К тому же, в любой момент этот запрет можно вернуть.

    В целом же, на мой взгляд, запреты – плохая регуляторная практика, хотя иногда приходится к ней прибегать. В прошлом году также приходилось вводить запрет на экспорт, но и ситуация была намного драматичней. Сегодня же насыщенность внутреннего рынка топливом есть,  отрасль готова, тем более что многие НПЗ сейчас выходят из ремонтов. Не должно быть проблем и с точки зрения предложения в июне. К тому же основной объём произведенного бензина потреблялся в России всегда по прошлому году, а на экспорт уходит только 10%. По дизелю другая ситуация, но с дизелем и проблем нет с точки зрения роста цен.

    Это, конечно, не значит, что вообще роста цен на бензин не будет. Скорее всего, бензин будет дорожать, но главная задача отрасли: чтобы бензин не дорожал темпами выше инфляции. Сейчас по 2024 году это задача выполняется: за период с 1 января по 13 мая бензин удорожал на 1,4%, дизель – на 0,7%. Цифры Росстата по общему уровню инфляции с 1 января по 13 мая – 2,65%. Таким образом, рост цен на бензин не опережает инфляцию.

    Если говорить о внешнем рынке, то он очень разнится: в Венесуэле один рынок, в США – другой, в Казахстане – третий, в ЕС – четвертый. Цены на нефть сейчас предсказывать очень сложно и в связи с геополитикой, и со многими другими факторами. Но вряд ли будет какой-то продолжающийся рост нефтяных цен до выборов в США.

    У российских компаний есть альтернатива на внешних рынках, куда мы поставляем бензин, в основном, это Турция. Сейчас цена бензина везде выше, чем внутри России, и экспортировать его выгоднее, чем поставлять на внутренний рынок. Именно поэтому существует демпфер – механизм, когда государство доплачивает компаниям за их согласие оставить часть бензина на внутреннем рынке, это обычная практика.

    Хотя и правительству стоит аккуратнее обращаться с демпфером, не делать экспериментов, как в прошлом году, когда выплаты были уполовинены. Но какие бы цены ни были на внешних рынках топлива, бензина или дизеля, экспортировать их все равно выгоднее, чем поставлять внутри страны. В этом плане внутренний рынок – это не столько источник основного заработка для нефтяных компаний, сколько проект по насыщению внутреннего рынка по относительно комфортным ценам, в котором правительство также участвует.

    28 голоса(ов) (25%)
  • Александр Фролов
    Александр Фролов
    Эксперт

    Внутренние цены на бензин в России зависят от трех важнейших факторов. В порядке убывания их значимости распределить их можно следующим образом:

    • Первый фактор – налоги.
    • Второй фактор – договорённость между правительством Российской Федерации и крупнейшими нефтяными компаниями о сдерживании розничных цен на бензин на их заправках в пределах годовой инфляции. То есть рост цен на бензин Роснефти, Газпромнефти и ещё ряда игроков не должен превышать годовую инфляцию, а желательно, чтобы он был меньше.
    • Третий фактор – оптовые цены, которые зависят от биржевых котировок. Биржевые котировки, на которые все обычно обращают пристальное внимание, у нас влияют на оптовые цены, но оптовые цены лишь частично влияют на цены розничные. У нас сформировалась именно такая рыночная система.

    Для понимания: если бы влияние биржевых котировок на цены было прямым, то в августе-сентябре 2023 года розничные цены у нас были бы в среднем на 10-15 рублей выше, чем в действительности. Таким образом, отмена запрета на экспорт бензина может сказаться на биржевых котировках. Игроки тут же начинают паниковать, делают дополнительные запасы, опасаясь, что вдруг исчезнет бензин, а нужно это им или нет, уже покажет объективная действительность. Например, в апреле она показала, что те дополнительные запасы, которые делались в течение января-февраля, не пригодились, и котировки быстро пошли вниз, потому что ажиотажного спроса нет.

    Если вдруг эта отмена будет приводить к проблемам со снабжением внутренних потребителей, тогда будет возвращён запрет на экспорт бензина. Отменили его временно, что было ожидаемо, потому что временный фактор позволяет в любой момент отыграть назад, если вдруг рынок будет действовать как-то иначе.

    По статистике Росстата, о которой говорит Минэнерго, у нас больше производится бензина, несмотря на все проблемы, чем требует внутренний рынок, то есть, в стране нет такого спроса на производимый автобензин. Это означает, что при сохранении ограничений на экспорт, возникает риск затоваривания. Хотя и не столь быстро наступающий, как, скажем, в случае ограничения экспорта дизельного топлива. Дизельного топлива мы производим ещё больше, поэтому, когда произошло затоваривание, то запрет на экспорт дизеля отменили гораздо быстрее, чем на экспорт бензина.

    25 голоса(ов) (23%)
  • Игорь Юшков
    Игорь Юшков
    Эксперт

    Разрешение правительства опять экспортировать бензин стало логичным. Если этого не сделать, то НПЗ будут продолжать снижать объёмы его производства, потому что запрет экспорта действует с 1 марта, и с этого времени, пускай небольшой, но профицит все равно был. Мы производили немного больше бензина, чем потребляли, потому что тогда автомобильный сезон не настал. Сейчас автомобильный сезон начинается, но при этом накопилось много готового топлива на топливных базах при НПЗ. Стратегических же хранилищ, куда можно было много бы заливать большие объемы готового бензина, у нас нет. Поэтому нужно расходовать то, что уже накоплено.

    Тенденция же намечается тревожная: часть НПЗ уже начали сокращать объём производства бензина, потому что его просто некуда девать. К примеру, Киришский НПЗ сократил объёмы производства бензина, хотя по нему не было атак со стороны украинских дронов. Это показывает, что рынок перенасыщен, и во многом из-за этого правительство разрешает опять экспортировать бензин, чтобы нефтяники по-прежнему не сокращали объёмы производства. На экспорте они смогут дополнительно заработать, таким образом, это выгодно всем. И нефтяные компании получат дополнительную возможность дохода, и государство от того, что объём производства топлива будет возрастать. В противном случае, пришлось бы просто сокращать производство бензина и перенастраивать работу НПЗ.

    Скажется ли это на рынке? Несмотря на то, что определённый переизбыток сформировался, все равно риск дефицита остаётся. Сейчас мы близки к балансу: сколько производим, столько, примерно, и потребляем. Переизбыток присутствует, но он совсем небольшой. Правительство в режиме мониторинга отпускает экспорт, пока это разрешение на месяц, чтобы посмотреть, что будет происходить на рынке. И если вдруг какие-то НПЗ пострадают от ударов или ещё что-то подобное произойдёт, возможно, правительство вернет запрет даже раньше означенного срока. В этом плане это все сроки и периоды очень условны.

    Думаю, что каких-то скачков цены с момента начала экспорта не будет. Компании понимают, что если сейчас все ринутся экспортировать бензин, то очень сильно сократят поставку на биржу. Тогда цена на бирже подрастёт, и это будет сигналом для правительства, для того, чтобы вновь вернуть запрет. Возможно, что между нефтяниками есть своего рода договорённость с правительством, что они не будут убирать свои объёмы с биржи. И если возникнет какой-то ажиотажный спрос, то его смогут погасить своими поставками. Какие-то колебания на бирже вряд ли возникнут.

    Важно отметить, что нет прямой корреляции между стоимостью топлива на бирже и ценой на розничных АЗС. Во многом это автономные истории, и государство де факто в ручном режиме может регулировать цены на рынке конечного потребителя, то есть на АЗС. Поэтому я думаю, что ни на бирже, ни, тем более в рознице какого-то взрывного роста цен на бензин не будет.

    У нас постоянно подрастает цена в рознице, задача правительства – удержать ее в уровне инфляции. По 2024 году прогнозируемая инфляция будет около 8%, примерно на этот уровень поднимется и стоимость топлива. Цена на бирже подрастать тоже может, тем более что сейчас все более активно идет автомобильный сезон. Летом он достигнет пика, поэтому правительство так ненадолго разрешает экспортировать бензин, ведь неясно, какой объём спроса будет на внутреннем рынке. Спрос увеличивается ежегодно, но насколько он вырастет в этом году, пока непонятно, поэтому правительство оставляет себе возможность вновь ввести запрет.

    Что касается внешних рынков – Ближнего Востока и других, то не стоит переоценивать наш объём экспорта бензина. Россия экспортирует нефтепродукты, но, в основном, дизельное топливо и мазут. Бензина мы экспортировали довольно мало. Мы присутствуем на внешних рынках, но для глобального рынка – это малозначительная история. Поэтому ни подорожания, ни взрывного падения цен не будет в зависимости от российских решений по экспорту бензина.

    31 голоса(ов) (28%)
  • Игорь Николаев
    Игорь Николаев
    Эксперт

    Отмена временного запрета на экспорт бензина по законам рыночной экономики должна приводить к росту цен на бензин внутри страны. Если предложение товара уменьшается, а спрос остаётся прежним, цены должны расти. Так что цены на бензин будут под давлением, но это не значит, что произойдет их скачкообразный рост.

    Думаю, что правительство, как минимум, попросит наши крупнейшие нефтяные компании, чтобы те резко не повышали цены. Поэтому топливные цены будут под давлением в сторону повышения, но не сильно вырастут.

    Что касается внешнего рынка, вряд ли на нем можно ожидать какое-либо движение цен из-за российского решения по экспорту бензина. Когда вводился этот запрет на экспорт, мировой рынок практически не отреагировал на него. Точно так же будет и теперь.

    Поэтому на внутреннем рынке отмена запрета на экспорт может привести к росту цен на бензин, но он будет не скачкообразный, а постепенный. На внешнем рынке эффект этого решения будет малозаметен.

    24 голоса(ов) (22%)