- Олег БондаренкоЭксперт
Говоря о патриотическом воспитании в школе, нужно сознавать, что зависит все от того, какого рода это воспитание. Ведь зачастую речь идет о неком формальном подходе, когда уроки проводят люди, не на собственном примере желающие продемонстрировать, что значит патриотизм и любовь к Родине, и какую роль вообще играет Родина в сознании человека и гражданина. Очень часто, к сожалению, все это делается только «для галочки».
«Давайте вспомним нашу историю, у нас есть президент, герб, гимн, флаг и так далее». И при таком подходе, разумеется, подобный урок ничему детей не научит, особенно патриотическому воспитанию. В идеале же такие уроки должны быть историей про патриотизм отдельно взятого гражданина, который никак не связан с государством, с какими-то обязаловками или чем-то ещё. Это должны быть истории о патриотизме буквально по наитию – о внутреннем человеческом гражданском чувстве, о любви конкретного индивидуума к своему отечеству – не к государству, а к Родине, к своей стране. И конкретные примеры конкретных людей.
На мой взгляд, это, конечно, работало бы, но для этого и учителя уроков патриотического воспитания, должны подходить к предмету, исходя из своего личного восприятия патриотизма. И если бы у каждого из них было такое внутреннее индивидуальное гражданское восприятие патриотизма, о котором я говорю, тогда это, действительно, имело бы успех и у детей.
34 голоса(ов) (11%) - Евгений ФедоровЭксперт
Безусловно, патриотическое воспитание и «уроки о важном» чрезвычайно важны для наших детей. Именно патриотическое воспитание формирует понятие общности, в которой живёт и развивается ребёнок, и которую в будущем надо защищать. А общность – это и есть тот единый организм, собственно говоря, являющийся объектом жизни на планете Земля.
Но возможно ли патриотическое воспитание в государстве, которое не знает, что такое Отечество? Патриотизм – это любовь к Отечеству, и понятие Отечества должно закладываться в детей буквально с первых шагов в их детской и школьной жизни. Именно это понятие определяет конкретику той общности и объясняет все причины.
Отечество – это территория, свобода и независимость. Но есть ли у нас понятие «территория» с точки зрения российского права? С одной стороны, в Конституции записано, что мы – правопреемники Советского союза, то есть территория всего СССР и есть наше Отечество, что логично и с точки зрения международного права. С другой стороны, в конкретном ключе мы признаем только часть этой территории. Да, сейчас мы добавили Херсон и Запорожье, но все равно это лишь часть.
Киев или Вильнюс ничем не отличается от Херсона или Запорожья с точки зрения международного права и с точки зрения понятия Отечества, но мы об этом не рассказываем детям, и в наших образовательных программах так записать нельзя. Это будет противоречить закону и Конституции. Получается, что нам нельзя сказать детям правду, а раз мы не можем быть честны с детьми, все патриотическое воспитание, что называется, коту под хвост – оно просто не выполнит своей задачи.
Фактор суверенитета также важен. Если у нас есть свобода и независимость, то почему в нашей Конституции прописано, например, верховенство иностранных принципов над нормами наших законов (Ст. 15 П. 4)? О каком суверенитете в этом случае можно разговаривать?
Мы не можем говорить детям правду, а сказать им неправду – тоже нельзя. У нас не выполняется указ Дмитрия Медведева о едином учебнике истории, который отражает реальное понятие Отечества. Да, отдельные элементы туда вкладываются в виде специальной военной операции и других событий, но целостного представления не даётся и даваться не может, потому что оно не выработано на государственном уровне.
По сути, мы находимся в переходном периоде и эту проблему, конечно, надо решать. Тогда сформированное понятие Отечества создаст целостных патриотов России, которые сумеют продолжить ее исторический тысячелетний путь развития.
202 голоса(ов) (67%) - Мария АрбатоваЭксперт
На мой взгляд, патриотическое воспитание школьников – это их погружение в русскую культуру и российскую географию. Детям надо читать, ходить по музеям, смотреть наши мультики, спектакли по русской классике и ездить по стране.
Остальное считаю фикцией, которой задалбывали моё поколение, не вызывая ничего, кроме отторжения. Реально «преподавать» патриотизм могут только краеведы, возя детей по стране и рассказывая её историю на конкретных примерах, но министерство образования, к сожалению, не заморачивается подобной идеей.
29 голоса(ов) (9%) - Денис ДрагунскийЭксперт
Патриотизм – едва ли не самое сложное социально-психологическое явление, куда сложнее и дискуссионнее, чем просто любовь. Любовь к родине – что это? Преданность государственной власти и ее представителям? Привязанность к стране как к месту, то есть к рельефу, пейзажу и климату? Старание делать добро народу? Гордость великими историческими свершениями, великими творениям искусства?
Или это любовь к родине как чему-то совсем уже умозрительному, транс- извините, цендентому: прекрасная Франция, старая добрая Англия, Германия духа? Эти явления вполне независимы: можно гордиться великой отечественной литературой, живя в эмиграции и презирая родной народ – бывали и такие случаи…
Да и народ – что он такое и в чем его благо? Рабочим нужен заработок, интеллигенции – свобода, аристократии – честь, дельцам – деньги, а крестьянам – чтоб от них, наконец, отстали.
Это не просто рассуждения. Любой разговор о патриотизме тут же превращается в спор об указанных предметах. И, однако, есть некая общая нота: патриотизм – это оптимальное сочетание знания, гуманности и гражданственности.
Если чуточку подробнее, то примерно так. Патриот должен прочитать несколько главных книг родной литературы и понимать, в чем их значение. Патриот должен быть добр к своим согражданам, в том числе к тем, которые выглядят и живут иначе, чем он, поскольку принадлежность к общей политической нации важнее, чем различия в прическе и разрезе глаз. Наконец, патриот должен знать и уважать Конституцию и, что очень важно, аккуратно и честно платить налоги.
Да, думаю, патриотическое воспитание в российской школе не помешает (как любой гуманитарный факультатив) – но начинать его нужно не с рассказов о могуществе и силе, о происках врагов и т.п. – а с русской литературы, российской музыки, искусства, науки и техники. Могут ли такие уроки, все эти «разговоры о важном» повлиять на детей? Да, разумеется, если учитель найдет нужную интонацию для таких разговоров.
36 голоса(ов) (11%)