- Александр РудаковЭксперт
Проблематику национальной безопасности можно рассматривать в двух различных измерениях. Согласно одному из них, безопасность - это, прежде всего, состояние, когда страна лучше всего защищена от внешних воздействий и угроз, недосягаема для геополитических оппонентов и противников.
Согласно другому взгляду, обеспечение безопасности предполагает также высокий уровень ценностной идентичности, темпов национального развития и внутренней стабильности – социальной, экономической, политической, а также готовность адекватно отвечать на поставленные самой жизнью вызовы, которые ожидают нас на каждом новом этапе развития цивилизации. И, прежде всего, речь идет о вызовах в экологической и информационных сферах.
Прочтение новой редакции Стратегии национальной безопасности позволяет сделать вывод о том, что в документе был, в целом, соблюден разумный баланс между этими двумя подходами.
Как представляется, авторы исходили из того, что поиски ответов на «вызовы эпохи» столь же важны, как необходимость эффективного противодействия внешним угрозам. В результате получился достаточно сбалансированный документ, который одинаково далек как романтики «нового мышления» последних лет существования СССР, так и от идеологии «осажденной крепости» времен Холодной войны.
Справедливо мнение, согласно которому ключевым для понимания особенностей новой редакции документа служит словосочетание «опора на внутренний потенциал».
Сказанное касается, в первую очередь, к расстановке приоритетов в изложенной в тексте Стратегии иерархии национальных интересов, где на первое место поставлено «сбережение народа».
Сам по себе этот термин кому-то, возможно, покажется архаичным с точки зрения стилистики политического языка. Однако в тексте Стратегии постановка вопроса о сохранении субъекта национального суверенитета носит не декларативный, а вполне предметный характер, раскрывается в достаточно подробном перечне позиций, выход на которые делает эту цель достижимой.
Среди них - не только повышение рождаемости, увеличение реальных доходов населения, повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение жилищных условий, но и такие факторы, как снижение уровня социального неравенства, повышение доступности культурных благ и даже выявление и развитие способностей и талантов молодежи. Иными словами, речь идет о вещах, показывающих горизонт развития и жизненную перспективу, а также коррелирующих с появившимся в тексте Стратегии важным тезисом о «справедливом обществе», условиями формирования которого являются «сильная держава» и «благополучие человека».
С темой «сбережения народа» как сохранения и развития субъекта национального суверенитета тесно связана и проблематика охраны окружающей среды и адаптации к изменениям климата. Новый раздел Стратегии, посвященный этой теме, рассматривает национальную территорию и ее эколого-ресурсный потенциал как национальное достояние, сохранение и развитие которого необходимо для обеспечения жизни будущих поколений.
Стоит отметить, что вопросы становления «зеленой» и низкоуглеродной экономики, а также обеспечения экологически ориентированного экономического роста впервые поднимаются в российских документах стратегического планирования. Эти аспекты, развернутые в контексте климатической повестки и проблематики, связанной с глобальным потеплением, показывают готовность России решать экологические проблемы планетарного масштаба в тесном сотрудничестве с другими глобальными игроками. В том числе и с «коллективным Западом», для которого это повестка играет первостепенное идеологическое значение.
Еще один новый раздел, касающийся проблем информационной безопасности, развивает целый ряд положений, направленных на технологическое развитие. В нем, в частности, идет речь о приоритетном использовании в информационной инфраструктуре РФ российских информационных технологий и оборудования, в том числе при реализации национальных проектов и решении задач в сфере цифровизации экономики.
Стоит отметить, что переход государственных структур на российское программное обеспечение является не только важной протекционистской мерой, дающей новый импульс развитию отрасли, но и является одним из фактором устойчивого развития экономики на новой технологической основе, о чем также говорится в тексте Стратегии.
В контексте заявленной в тексте Стратегии темы морального лидерства вполне закономерно появление нового раздела о традиционных российских ценностях.
При этом раскрытие темы на уровне конкретных задач очевидным образом соотносится с содержанием идеологически значимых конституционных поправок, принятых в минувшем году. Среди них – защита русского языка, исторической правды и исторической памяти, укрепление института семьи.
Отдельно стоит также отметить четко выраженный акцент на необходимости усиления ценностного измерения в государственной культурной политике на фоне принявшего глобальные масштабы культурного и ценностного кризиса.
По сравнению с предыдущим вариантом Стратегии некоторые изменения претерпел и сам перечень традиционных российских ценностей. В новой редакции на первое место в нем поставлены жизнь, достоинство, права и свободы человека. Иными словами «ценностный разворот» при подготовке новой редакции документа носит отчетливо выраженный антропоцентричный характер.
2 голоса(ов) (33%) - Михаил РемизовЭксперт
В первую очередь необходимо отметить, что обозначенный документ - верхнеуровневый и определяет общий идеологический вектор, а также укрупненное целеполагание и приоритезацию. Система разработки и принятия нормативно-правовых актов в России выстроена таким образом, что после подписания подобного рода верхнеуровневых документов, определяющих общую концепцию, создаются акты более низкого уровня, вплоть до конкретных адресных программ, где определены сроки и объем выделяемых средств на исполнение той или иной задачи. В жизни, конечно, возможны различные варианты, но в любом случае, такие глобальные документы выступают камертоном для чиновников всех рангов.
Говоря о любопытных положениях этого документа, отметим большой международный блок, где традиционно указывается на глобальные угрозы и возрастание напряженности в мире. Здесь интересно то, что впервые в качестве источников возможных конфликтов упоминаются частные компании - зарубежные IT-корпорации. Транснациональные корпорации обвиняются в стремлении укрепить свое монопольное положение и цензурировать информацию. Указывается также, что деструктивные силы предпринимают попытки использовать социально-экономические трудности для стимулирования негативных процессов, и основной мишенью такого воздействия через интернет является молодежь.
4 голоса(ов) (66%)