ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Станислав Белковский*
    Станислав Белковский*
    Эксперт

    Как часто бывает в современной России, наблюдается управленческий хаос, потому что, с одной стороны, задача мобилизации поставлена губернаторам, с другой стороны, этим занимается система Министерства обороны и военных комиссариатов, которые губернаторам не подчиняется. И мы уже с первых часов мобилизации знаем, что военкоматы совершили немало ошибок при подготовке мобилизации, решив призвать людей, совершенно не пригодных к этому и не подлежащих призыву по мобилизации в соответствии с политическими обещаниями президента Путина.

    Другое дело, что военкоматы не несут никакой политической ответственности, а губернаторы ее несут. В современном губернаторском корпусе преобладают бюрократы, а не политики, которые не привыкли обращать внимание на общественное мнение. Их беспокоит только, чтобы Кремль был ими доволен.

    Но часть губернаторов является политическими фигурами. В первую очередь, это Рамзан Кадыров и, например, глава Крыма Сергей Аксенов. Эти губернаторы-политики максимально остро реагируют на непопулярность мобилизации. Именно поэтому Кадыров в первые же дни заявил, что Чечня уже полностью выполнила план и больше никакой мобилизации в Чечне не будет. Примерно то же через несколько дней сказал и Аксенов про Крым.

    Их задача — положить конец панике, связанной с мобилизацией, когда из-за полной неподготовленности этого процесса по линии Министерства обороны под каток попали не все, но многие, кто не должен был попасть. В итоге, это вызвало огромную панику среди широких слоев населения. Губернаторы-политики пытаются эту панику пресечь и фактически заявляют, что мобилизация закончена, чтобы все успокоились и расслабились.

    Это уже само по себе говорит о том, что мобилизация вообще непопулярна, но особенно она непопулярна из-за очень низкого уровня ее исполнения.

    18 голоса(ов) (34%)
  • Валерий Федоров
    Валерий Федоров
    Эксперт

    Губернаторы никогда не находились в стороне от военного призыва, потому что каждый год призыв происходит два раза: осенью и весной, и следить за этим тоже входит в обязанности глав регионов. Но частичная мобилизация, конечно, проходит впервые за все время существования Российской Федерации как независимого государства. Поэтому к ней оказались не готовы примерно все: и военкоматы, и те, кому предстоит мобилизоваться, и губернаторы тоже.

    Важно отметить, что сам нынешний губернаторский состав довольно современный и мобильный: то есть старых губернаторов, которые сидели на своих должностях по 15-20 лет, в основном за последние годы сменили. На их место пришли более деятельные и более молодые, «рукастые» руководители. Для них, очевидно, мобилизация стала очень важным KPI: минимум скандалов, быстрое разбирательство со всеми проблемными случаями, чтобы не дать подняться протестной волне.

    Получается это по-разному: у кого-то «на ура», и практически нет случаев совсем уж из ряда вон выходящих. У кого-то — не очень: например, известная история в Приморье. У кого-то возникают проблемы, потому что заодно сработать с военкоматами не получается, есть раскоординация, и губернатор вынужден стоять в просительной позе: имейте совесть, выполняйте приказы Верховного главнокомандующего без самодеятельности.

    Губернаторы ищут пути урегулирования этого неожиданного и важнейшего кризиса. Мне казалось, что проблем с мобилизацией будет меньше, но мы видим, что, к сожалению, существующая система военкоматов пока не очень готова к такого рода мероприятиям: такой тест в реальном времени показал это.

    Губернаторы же не игнорируют проблемы, а активно пытаются их разрешить. Так что, во многом надежда на них. К счастью, не только, но и на них в том числе.

    20 голоса(ов) (38%)
  • Дмитрий Журавлев
    Дмитрий Журавлев
    Эксперт

    Думаю, что мобилизация проходит успешно в сегодняшней ситуации. Как вы знаете, Крым уже отрапортовал об окончании мобилизации. В других регионах она тоже идет, не везде одинаково: где-то лучше, где-то хуже, но идет. Причем, отмобилизровать нужно немного, скорее больше задач по социальному обеспечению мобилизованных и по их ресурсному обеспечению. То есть, чтобы люди из дома одеял не приносили.

    Нам нужно увеличить армию практически вдвое от того, что у нас было, и в этой ситуации понятно, что у самой армии бушлатов, возможно, и хватит, а вот одеял уже может не хватить. Поэтому местные власти должны этим заняться.

    К тому же нужны гарантии финансовой безопасности уходящего на мобилизацию. Чтобы не получилось, как в Риме: пошли на войну, 10 лет воевали, вернулись, а экономики нет. Нужны дотации, кредитные каникулы — все это нужно точно подсчитать. Если люди будут знать, что они воют, чтобы разорить свои семьи, воевать они будут плохо.

    Это, конечно, решается на федеральном уровне, но реализуется на региональном. В Москве все получится, и не только из-за огромных ресурсов, но и просто из-за налаженной административной машины, которая и пенсии доплачивает, и все делает. А где в Марий Эл возьмут деньги на закредитованных военнослужащих? И тут от губернатора требуется либо фактически искусство старика Хоттабыча, либо федеральная поддержка.

    Насколько я понимаю, государство в целом принимает решение, но я среди них не видел о поддержке региональных бюджетов на осуществление мобилизации. Когда объявили мобилизацию, мне даже в голову не могло прийти, что возникнут эти социально-экономическое сложности. Они пришли совершенно неожиданно.

    14 голоса(ов) (26%)