- Владимир СальниковЭксперт
У ритейлера X5 результаты по спросу выше рынка, потому что в номинальном выражении товарооборот вырос где-то на 8%, а у них получается на 18%, и это заметно больше рынка. По данным Росстата, рост был в номинальном выражении, но не такой большой. Если смотреть с поправками на инфляцию, то, конечно, снижение товарооборота, по данным Росстата, произошло почти на 7% в реальном выражении. Судя по всему, просто X5 успешно реализовывала свою стратегию и, в принципе, обогнала немного конкурентов. У других ритейлеров, видимо, результат будет хуже.
В целом, именно прошлый год был негативный по потреблению. Это связано не только и, может быть, даже не столько со снижением доходов. Основа доходов, заработная плата, снизилась не очень сильно в реальном выражении: Росстат показывает, что где-то около 1% снижения. Получается, что ускоренное снижение шло за счет предпринимательского дохода.
В реальном выражении проседание, снижение в целом в районе 7% по рынку с поправкой на инфляцию. В номинальном выражении рост примерно на 8%, а в реальном снижение примерно на 7% из-за инфляции. Это объяснимо, ведь прошлый год был непростой.
То, что отдельные компании (как ритейлер Х5) при этом показывают более хороший результат, — значит, постарались и, видимо, обогнали конкурентов. Есть еще один фактор, почему именно у X5 дела идут лучше. Ритейлер концентрируются на товарах повседневного спроса, как их называют, а эти товары проседали слабее.
Большее проседание произошло по товарам длительного пользования: автомобили, бытовая техника. Да, по каким-то сегментам действительно были ограничения по импорту, в том числе по импорту комплектующих; автопром пострадал от этого больше всех. Заводы готовы были производить и продавать, но стояли из-за нехватки комплектующих.
По ряду позиций товаров длительного пользования в период коронавируса и непосредственно после него еще с 2020 года был мощнейший всплеск продаж. Действовала такая модель: когда люди были ограничены в передвижениях, они тратили отложенные деньги на покупку этих товаров. Что называется, не поехал в Турцию, но купил новый холодильник, телевизор или стиральную машину. Население закупилось; понятно, что есть некий запас прочности, поэтому можно и снизить потребление по товарам не первой необходимости.
21 голоса(ов) (34%) - Петр ШелищЭксперт
У меня нет иных источников количественной информации о потреблении, кроме данных Росстата, Nielsen и InfoLine. Первый ведёт детальный учёт потребления общероссийской выборки домохозяйств, но публикует результаты с огромной задержкой и не полностью. А другие дают схожие данные о сокращении физического объёма потребления за прошлый год (продтовары 1-3%, непродтовары до 18%) при заметном росте его денежного выражения (который равен ИПЦ, умноженному на показатель роста физического объёма продаж).
Полагаю, и это подтверждается в опросах и при анализе кассовых чеков, что большая часть людей стали больше экономить на том, без чего можно обойтись, а без чего не обойтись, стараются купить дешевле.
Если говорить о влиянии санкций, то оно очень заметно в части тех непродтоваров, которые перестали поставляться привычным образом, а пользование ими сильно зависит от поставщика (например, автомобили).
Значительно слабее эта связь в отношении товаров без такой зависимости благодаря параллельному импорту и занятию освободившихся ниш в производстве более простой продукции российским бизнесом. В отношении продтоваров их влияние пока не заметно: на полках импорт, кроме бананов и т.п., уже заменили.
Но по мере исчерпания запасов импортных компонентов цепочек создания пищевых продуктов, в том числе запчастей и оборудования, могут возникать новые сложности.
Что же касается Х5 и других подобных ритейлеров, их показатели говорят лишь о перераспределении долей розничного рынка. И надо помнить, что при триллионных оборотах их рентабельность благодаря острой конкуренции в этой сфере редко превышает 2% (у Х5 в предыдущем году была 0,5%). Производители и импортёры с такой низкой рентабельностью не работают. Так что, сети, где они есть, для потребителей, как правило, благо.
20 голоса(ов) (32%) - Никита МасленниковЭксперт
Я бы сказал, что это взаимодополняющие показатели в целом: то, что происходит с потреблением, с потребительским спросом, и то, что происходит в отдельных торговых сетях федерального значения.
Если рассматривать всю ситуацию, то спрос очень умеренный. Суммарный показатель за прошлый год (потребительский спрос обычно считается суммарным оборотом розничной торговли, общественного питания и услуг населению) в годовом выражении «год к году» сократился на 4,1%. При этом основное снижение пришлось, наоборот, на розничную торговлю. Спрос упал на 6,7% по отношению к 2021 году. Общий оборот розничной торговли за год составил 42.512.000 руб. Из них 2,6 млрд руб.
Остальные компоненты потребительского спроса по итогам года подросли. Оборот общественного питания вырос на 4,7%, объем платных услуг населению увеличился на 3,2%. Мы видим продолжающийся тренд, хотя и замедляющийся (особенно по январю), на режим экономии. В январе экономить на продуктах продолжали 23—24% населения. До этого два года подряд это был каждый четвертый: мы видим некоторое сокращение на 1—2 процентных пункта.
Но всё равно практически четверть населения покупает реже, отказываются от определенных продуктов (примерно 16% опрошенных) и покупают продукты впрок, что тоже очень важно, 10%. Получается, что фактически половина всего респондентского пула (это данные «ИнФОМ» по заказу Центрального банка). Так или иначе, население соблюдает режим экономии в различных форматах.
Говорить о том, что идет резкое повышение потребительского спроса, сложно, потребление остается умеренным. Режим экономии пока сохраняется, но некоторые сдвижки были, декабрьская-январская статистика по отдельным торговым сетям была более-менее приличная, что связано с традиционным сезоном: предпраздничные и постпраздничные настроения людей, каникулы. Но это одна сторона медали.
Вторая сторона такова, что показатели крупных ритейлеров могут выйти в плюс и дают позитивную статистику. В этом нет особого противоречия, в декабре-январе действовал сезонный фактор. Если же брать годовые показатели, то прежде всего нужно обратить внимание на статистику посещений. Она достаточно лукава, и ее надо сопоставлять с динамикой среднего чека, которая пока отрицательная. Поэтому люди ходят в магазины чаще, а тратят каждый раз меньше. Естественно, идет прирост числа посещений.
Что касается того, как сети выходят в прибыль, в этом есть некая психологическая ловушка. Несмотря на режим экономии, оказывается, что в магазин люди ходят чаще и в итоге тратят достаточно — по крайней мере, немногим меньше, чем если бы они не включали видимый режим экономии. С одной стороны, люди говорят, что они экономят, а с другой стороны, реально получается, что это самообман.
Кроме того, надо смотреть внимательно на политику скидок, дисконтов и так далее. Федеральные сети имеют возможность работать со спросом, оценивать его по достаточно большому количеству регионов и городов. Они могут монетизировать свои маркетинговую стратегию, управляя политикой продаж на достаточно большом массиве данных. Это и скидочные истории, бонусы разного рода, привлечение клиентов в магазины и торговые центры. Это тоже входит в торговый оборот ритейлера. Этим могут пользоваться большие сети.
Плюс онлайн-продажи и доставки. Всё это трудно считать в посещаемости: понятно, что это не прибавляет численности присутствия, потому что она определяется по кассовому чеку, сколько у вас было пробито. Тем не менее, для оборота торговой розницы в данном конкретном торговом центре, в магазине или целой торговой сети это плюс. Онлайн-продажи очень часто по многим товарам опережают темп роста. Это началось в пандемию, но в 2022 году активно продолжилось.
Здесь вряд ли можно говорить о каком-то противоречии. Наоборот, это разные ипостаси одного большого сложного процесса, структурно неоднородного, как приспособление розничной торговли к новой ситуации адаптации.
20 голоса(ов) (32%)