Снятый компаниями CNN и HBO Max фильм «Навальный» выиграл две награды на американском фестивале независимого кино Sundance. Приз зрительских симпатий в номинации «Документальный фильм» и награду как лучший фильм фестиваля по мнению зрителей (Festival Favorite Award). Произведение, снятое канадским режиссером Дэниелем Роэром, представили 29 января в Солт-Лейк-Сити. Фильм снят на основе реальных событий и повествует об отравлении Алексея Навального, его расследованиях против потенциальных убийц, а также его арест после возвращения из берлинской клиники «Шарите».
Является ли фильм частью информационной войны Запада против России? На этот вопрос PublicO попросило ответить австрийского политолога.
Исполнительный директор Зальцбургского центра исследований Европейского союза (SCEUS) доктор Дорис Видра считает, что история российского оппозиционера явилась удачной темой для киносценаристов.
«Разумеется, случай Навального годится на звание мифа о герое и является оптимальной темой для кинематографистов. Шквал судебных процессов, тюремные приговоры и почти смертельное отравление при невыясненных обстоятельствах оппозиционного политика производят не очень хорошее впечатление с точки зрения демократии и конституции. Когда вы смотрите на лауреатов кинофестиваля Sundance, вы также видите, что все фильмы затрагивают насущные вопросы времени: об инклюзивности и эксклюзивности в обществах, которые все больше формируются под влиянием миграционной динамики; вопросы об использовании природных ресурсов; хрупкости верховенства закона и либеральной демократии и о том, что движет теми, кто выбирает политическую оппозицию в режимах, где инструментом борьбы против политических оппонентов является не лучшая политическая аргументация, а репрессии», - сказала она.
Австрийский эксперт не считает фильм частью информационной войны Запада против России:
«Как и все виды оружия, пропаганда эволюционировала и имеет сегодня более широкий охват благодаря новым каналам распространения. Чем осторожнее и добросовестнее нужно относиться к информации, тем критичнее ее нужно подвергать сомнению. Fake news и дезинформация способны подорвать базовый социальный консенсус по обе стороны виртуальных окопов. Но мне трудно увидеть аспект информационной войны в фильме, даже если это документальный фильм. Фильмы являются частью культурной свободы, свободы выражения, художественным выражением и, конечно, содержат политические послания и заявления».
Информационная война, по мнению Видры, должна использоваться преимущественно для целенаправленного манипулирования или использования информации политическими, экономическими или военными институтами и лицами, принимающими решения, «чтобы не превращать каждое выражение мнения или творческую деятельность в акт войны в самом широком смысле этого слова».