ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Тимофей Бордачев: Россия и Китай не будут объединяться даже в формальный союз

Сегодня президент России Владимир Путин и председатель Китая Си Цзиньпин провели встречу в Пекине, на которой заявили о важности стратегических отношений двух стран. После встречи лидеры держав выпустили совместное заявление, а накануне визита российский президент написал статью «Россия и Китай: стратегическое партнерство, ориентированное в будущее». На фоне все большего укрепления отношений России и КНР редакция PublicO обратилась к экспертам с вопросом - Не приведет ли стратегическое партнерство России и Китая к доминированию Пекина?

Так, политолог, специалист в области международных отношений, программный директор Валдайского клуба Тимофей Бордачев высказал мнение, что вряд ли стратегическое партнерство России и Китая превратится в доминирование Пекина.

«Мы с 90-х годов, когда пытались оказаться под доминированием Запада, испытываем некое мазохистское желание или страх перед доминированием в принципе. Россия – ядерная сверхдержава, полностью обеспеченная ресурсами, которыми она располагает в колоссальных масштабах и которые еще несколько десятилетий, как минимум, будут востребованы на рынке», - заявил политолог.

«Россия, как мы видим, не спешит продавать свои ресурсы Китаю. Мы видим, как сложно и медленно идут переговоры, по сравнению с тем, как всегда шли дела с теми же немцами – легко, быстро и с учетом внушительного опыта сотрудничества. Отношения Китая и России выстраиваются совершенно в иной парадигме. К тому же Россия и Китай не могут и не хотят формировать между собой формальный союз, потому что такое объединение ничего не даст», - добавил Бордачев.

Он подытожил, что аспекты, в которых страны могут друг другу помочь, успешно отрабатываются. Создавать же формальный союз, значит, толкать мир на грань блокового противостояния, а такую цель не преследуют ни Китай, ни Россия.   

Политолог, журналист, автор интернет-издания «Взгляд.ру», информационных проектов в Фонде эффективной политики Павел Данилин наоборот считает, что доминирование Пекина очевидно с учетом разницы между Китаем и Россией в финансовых, демографических аспектах, «да и по мировому авторитету тоже». Однако это не отменяет выгоды России от подобного стратегического партнерства, так как оно сделает российское слово гораздо более весомым на мировой арене и скажется на экономических вопросах.

«Европа отстает и стареет. Мы наблюдаем это в том числе и по тому, как многие страны ЕС выстраиваются в ряд перед США. Конечно, нам это не может нравиться, такие товарищи нам не нужны. Значит, товарищей России стоит искать в другом месте, в таком, где покупают наши товары и не кривятся, где банки дают кредиты, а не кричат о санкциях. В этом отношении Китай является важным для нас партнером, пускай, и опасным в плане доминирования. Но если мы изначально понимаем, что такое доминирование будет присутствовать, то все не так уж критично», - заключил политолог.

В свою очередь политолог, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов рассказал, с каким геополитическим «багажом» страны подошли к этому стратегическому партнерству.

«Китай уже понял, что его экономическое сдерживание со стороны США не было выбором Трампа. Это был выбор американской элиты, сделанный всерьез и надолго, поэтому теперь Китай находится в состоянии позиционной экономической войны. Это хорошая предпосылка к тому, чтобы Россия могла выступать с сильной позиции и договариваться с ним по многим вопросам. Но это стратегический расчет, а вот конъюнктурно для нас дела обстоят куда хуже», - заявил эксперт.

Ремизов пояснил, что диалог о стратегическом партнерстве с Китаем будет разворачиваться на фоне открытой склоки России с США, а также в условиях глобальной и беспрецедентной по своему характеру информационной войны против Москвы.

«Это значит, что за стол переговоров с Китаем мы садимся с негативным дисконтом. Для того, чтобы усилить свои позиции, нам нужно было бы сойти «с линии огня» и завершить склоку с США. Это важно России хотя бы ради того, чтобы отношения с Западом не осложняли отношения со всем остальным миром», - добавил Ремизов.

Он подчеркнул, что Китай не в меньшей, а то и в большей степени становится объектом санкционной войны. Однако масштаб экономики Китая и степень его самодостаточности делают его более устойчивым к этому давлению. Да и спектр доступных технологий у Китая гораздо шире, как и его внутренний рынок. У Китая заметно меньше, чем у России, доля импорта и экспорта в ВВП. Это более самодостаточная страна, поэтому в санкционной войне Китай имеет преимущества.

Но, тем не менее, по отношению к санционному давлению и он оказывается уязвим. Крупные китайские компании не нашли эффективной модели противодействия американским санкциям, в том числе и вторичным. Они оказались жертвой американских «кавалерийских» атак в сфере и технологических санкций, и корпоративного давления.

«Преимущество США состоит в том, что они являются ключевым игроком международных отношений, которые контролируют инфраструктуру глобальной экономики – это и стандарты корпоративного соответствия, и глобальный аудит, и международные рейтинги, и системы платежей, и доллар как мировая резервная валюта. Этой системе нужно сформировать альтернативу. Хотя последнее, от чего удастся избавиться - это зависимость от доллара. Создавать подобную альтернативу можно и нужно совместно, и это серьезная объединяющая повестка для России и Китая», - подытожил Ремизов.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров