Напоминать подростку «будь патриотом!» – даже обидно и неуважительно
Полагаю, что включение в школьную программу «Любэ», Олега Газманова и других исполнителей – это инициатива излишняя, и, скорее всего, министерство образования по зрелом размышлении ее отвергнет. Потому что школьники на уроках литературы и музыки изучают классику, а из современных произведений – поэзию, прозу и музыку самого высокого качества, что помогает сформировать эстетический вкус.
Патриотические темы – в том числе и с пением песен – лучше бы прорабатывать на «классных часах» и внеурочных мероприятиях. Потому что заменять пением или слушанием песен уроки физики или истории – вряд ли целесообразно; а лишнего времени в школьном расписании, кажется, нет.
Кроме того, эти песни и так широко доступны всем, в т.ч. и школьникам, их почти все знают, слушают, а кто-то и напевает. Вопрос: что именно «изучать» в школе? Аккорды, гармонию, контрапункт, квинты и терции? Вряд ли эти песни дадут хороший материал именно для «изучения музыки школьниками». Насчет патриотизма – думаю, любой российский школьник с детства любит свою родину. Извините за пафос, всосал любовь к России с молоком матери. Напоминать подростку «будь патриотом!» – даже как-то обидно и неуважительно.
Я прекрасно понимаю, что тема, как бы это сказать, «интенсивного патриотизма» стала политически актуальной, и что эта тема звучит на современной российской эстраде. Но я не уверен, что эти замечательные песни надо поспешно делать частью обязательной программы в школе. Например, в 1956-1964 гг. политически важной была тема «разоблачения культа личности Сталина», а в 1989-1991 – тема расставания с «застоем». Однако никто, слава Богу, не предлагал вводить в школьную программу песню Алешковского «Товарищ Сталин, вы большой ученый» – или анекдоты про склеротичного и шепелявящего Брежнева.
Тема патриотизма должна пронизывать все школьное воспитание, но, мне кажется, прежде всего в виде изучения вершинных, отстоявшихся во времени достижений российской культуры с древних времен и до наших дней. От Нестора-летописца до Шолохова. От «Слова о полку Игореве» до Пастернака. От Андрея Рублева до Малевича. От Бармы Постника до Мельникова. От безымянных авторов «знаменных распевов» до Шостаковича. А современность всегда с нами, она со всех обложек и из всех плееров.
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.