ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Концерт "Любэ"
Фото ФедералПресс
Автор: PublicO

Дронов и Глинка научат школьников Родину любить

Песни Shaman и Газманова хотят включить в школьную программу. С таким предложением к Министерству просвещения РФ обратился депутат Госдумы от ЕР Сергей Колунов.

«В народной среде так или иначе сформированы представления о патриотичных исполнителях.  Мы четко понимаем, что Shaman, группа „Любэ“, Олег Газманов и многие другие, любимые народом исполнители — те люди, чье творчество могут совершенно обоснованно изучать в школах. Это песни, наполненные любовью к Родине».

С депутатом, согласно опросу общественного мнения, согласны многие россияне. По результатам опроса ВЦИОМ в 2023 году, главными музыкальными патриотами жители страны назвали Ярослава Дронова (Shaman) — 28 %, Олега Газманова — 22 %, Николая Расторгуева (группа «Любэ») — 10 %. 

Минпросвещения РФ оперативно поддержало инициативу депутата, сообщил РИА Новости сам   Сергей Колунов:

«Мою инициативу с предложением включить в учебную программу школьных уроков музыки изучение современных патриотических композиций Минпросвещения поддержало».

По его словам, теперь совместно с экспертным и родительским сообществами будет прорабатываться список таких исполнителей и композиций, в него точно войдут "Любэ", Газманов и Shaman.

В думском комитете по просвещению одобрили идею. Как заявила «Парламентской газете» депутат Лариса Тутова, патриотические песни не обязательно должны быть только о войне.

«[Они] о тех основных ценностях, которые бережно хранит наше современное российское общество: любовь к Родине, матери, песни о дружбе и так далее», — указала она.

Замглавы Минпроса Татьяна Васильева детализировала ситуацию:

"Минпросвещения России готово рассмотреть возможность дополнения федеральной рабочей программы по учебному предмету "Музыка" песнями патриотической направленности современных авторов".

Васильева отметила, что сейчас уроки музыки предполагают изучение многих классических произведений патриотической направленности, например, оперы Михаила Глинки "Иван Сусанин", увертюры Петра Чайковского "1812 год", кантаты Сергея Прокофьева "Александр Невский" и т. д.:

«Значительное внимание в этих программах уделяется народной музыке России, освоение которой направлено на пробуждение у обучающихся интереса к истокам родной культуры».

Лидер «Любэ» Николай Расторгуев поддержал идею, согласно которой патриотические песни группы начнут изучать в школах:

«Это дело вкуса. Пусть изучают, я не против».

На вопрос, какие композиции «Любэ» он мог бы порекомендовать для обсуждения на уроках музыки, исполнитель не назвал конкретные песни, отметив, что их очень много.

Фото ФедералПресс

Певец SHAMAN прокомментировал идею включить его песни в школьную программу, напомнив, что «патриотизм и творчество должны идти из глубины души», и поэтому должны решать школьники и их учителя:

«Ведь именно такое, народное признание и говорит о том, что творчество того или иного автора — искреннее, настоящее. А значит, песня будет жить долго вне зависимости от того, кто ее исполняет».

Бывший участник группы «Парк Горького», российский рок-музыкант Александр Маршал в беседе с «Радио Крым» поддержал изучение в школах современных патриотических песен. По его словам, этому должен быть рад каждый исполнитель:

«Любой исполнитель будет рад, если о его песнях будут говорить в школах. Например, песня „Комбат“ Николая Расторгуева и других исполнителей, которые прославляют нашу Родину».

Депутат Госдумы Олег Смолин отметил, что к отбору музыки для школьной программы надо относиться построже — одного патриотизма недостаточно:

«Надо включать песни не по одному критерию, а как минимум по двум. Что они патриотические, да, неплохо, но они должны быть еще и художественными. Потому что если даже в патриотической песне мы слышим музыку в три аккорда и рифмы, как у Незнайки „палка-селедка“, то я не думаю, что такие нужно включать в школьную программу».

«Ох, уймись, уймись, тоска в груди»

Опрошенные Publico эксперты довольно сдержанно отнеслись к идее депутата и Минпроса. Писатель и журналист Драгунский Денис сказал нам:

«Тема патриотизма должна пронизывать все школьное воспитание, но – мне кажется – прежде всего в виде изучения вершинных, отстоявшихся во времени достижений российской культуры с древних времен и до наших дней. От Нестора-летописца до Шолохова. От «Слова о полку Игореве» до Пастернака. От Андрея Рублева до Малевича. От Бармы Постника до Мельникова. От безымянных авторов «знаменных распевов» до Шостаковича. А современность всегда с нами, она со всех обложек и из всех плееров».

Писатель и публицист Андрей Новиков-Ланской  предлагает подождать:

«Мы, современники, совершенно не знаем, что из современной культуры является ценностью, а что нет. Решает это только время, поэтому принято, что в канон литературы включается то, что выдержало испытание временем сроком в семьдесят лет».

Уже процитированный нами Александр Маршал также предложил изучать в школах творчество Владимира Высоцкого. Но тут есть загвоздка, которую несколько лет назад Игорь Коц, шеф-редактор журнала «Родина», описал так:

«Высоцкий как чёрт ладана боялся великих слов, замусоленных пропагандой. Поэтому вместо Родины у него – «Я стою, как перед вечною загадкою, Пред великою да сказочной страною, Перед солоно- да горько-кисло-сладкою, Голубою, родниковою, ржаною». А вместо фанфар Победы – «Для меня не загадка Их печальный вопрос. Мне ведь тоже несладко, Что у них не сбылось. Мне ответ подвернулся: «Извините, что цел! Я случайно вернулся, Ну а ваш – не сумел».

 

 

Голосование
Дебаты
Новости партнеров