Без развития отечественной науки и возрождения собственной инженерной школы нам не выжить. Это стало особенно очевидно после начала СВО и массированного санкционного удара по России. Экономика страны, до того привыкшая брать все необходимое на мировом технологическом рынке, столкнулась с серьезным вызовом.
И вызов принят. На недавней встрече с президентом Владимиром Путиным министр науки и высшего образования Валерий Фальков доложил о ходе реализации федерального проекта «Передовые инженерные школы» и подготовке соответствующих кадров. Министр рассказал:
«Эта инициатива стартовала у нас в 2022 году, и надо сказать, что сработала на опережение, потому что в июне 2022 года мы создали 30 первых инженерных школ из 15 регионов. Спасибо огромное Вам, Вы тогда осенью нашли время, 21 сентября 2022 года встретились с директорами инженерных школ, с руководителями регионов и обсудили обстоятельно. … Но спрос на эти школы был настолько серьёзным, что в 2023 году мы провели ещё один конкурс, буквально в ноябре. Планировали не меньше 10, а отобрали 20 передовых инженерных школ».
Таким образом, число передовых инженерных школ (ПИШ) увеличилось до 50, причем в 8 регионах они будут открыты впервые. По поручению Президента до 2030 года количество ПИШ будет увеличено до 100. Проект уже показал свою эффективность по привлечению средств бизнеса. Сегодня с ПИШ сотрудничают более 160 индустриальных партнеров, среди которых «Газпром нефть», «КАМАЗ», госкорпорации «Росатом», «Роскосмос» и «Ростех» и другие.
Проект «Передовые инженерные школы» обеспечивает ребятам по всей стране доступ к получению востребованной и оплачиваемой специальности, а предприятия необходимыми кадрами. Такая взаимная выгода привлекает к более тесному сотрудничеству предпринимателей и учебные заведения. Кооперация инженерных школ и работодателей становится основой для стабильности рынка труда и бесперебойному функционированию важнейших промышленных предприятий. Выпускники школ – настоящий «интеллектуальный инженерный спецназ», который готов создавать новые технологии, брать на себя ответственность, руководить коллективом.
Фальков сообщил президенту:
«Особенность каждой школы – это хорошая площадка, которая решает две задачи. С одной стороны, Вы поставили нам задачу по обновлению системы высшего образования, и это передовые площадки, где мы пробуем, как трансформировать инженерное образование. С другой стороны, это обеспечение технологического суверенитета, потому что мы знаем, что всегда была ахиллесовой пятой высшей школы недостаточная кооперация с промышленностью. И у каждой инженерной школы есть партнер».
Инженерные школы – лишь часть колоссальных усилий государства по трансформации всей научно-образовательной системы страны. Президент инициировал качественное преобразование системы высшего образования. Новые образовательные программы обеспечат бОльшую практико-ориентированность получаемых студентами знаний и навыков. Особенное внимание уделяется выстраиванию коммуникаций между школами, вузами и работодателями. С изменениями потребностей рынка труда обновляются и методики обучения. Сегодня науки и технологии развиваются во взаимодействии, происходит сращивание процессов получения знаний, технологического применения и бизнеса. Это решает многолетнюю проблему оторванности образования от реальных условий работы. Дополнительная государственная поддержка помогает разработкам университетов воплощаться в конкретных решениях и технологиях, которые доходят до потребителя в виде качественного и конкурентоспособного продукта. Фальков говорит:
«Наша задача – научиться быстро превращать идеи в технологии, продукты, сервисы. Мы очень верим в наши академические институты, ну и в вузовскую науку, университетскую. Очень серьезная идет положительная трансформация. В следующие годы будем уделять особое внимание именно этому моменту – внедрению».