- Анна ФедюнинаЭксперт
На мой взгляд, уход западных компаний с нашего рынка — это и проблема, и шанс. Но при этом шансом не все смогут воспользоваться. На первый взгляд кажется, что уход компаний из относительно простых секторов, к которым традиционно принято относить легкую промышленность, например, — это вроде бы шанс. Все обсуждают, что сейчас наконец-то российские производители смогут заместить импортных ритейлеров.
Однако нужно понимать, что даже в такой, казалось бы, простой ситуации зачастую важен масштаб бизнеса и выход сразу на иные объёмы.
С одной стороны, мы будем наблюдать действительно расширение отечественных производителей, отечественных брендов в лёгкой промышленности, но вопрос заключается в том, как быстро они смогут в реальности заместить всю большую высвободившуюся нишу, заполненную ранее иностранными компаниями. Одновременно мы видим, что на их место приходит ряд зарубежных брендов, и в общем нельзя однозначно говорить о том, что мы наблюдаем снижение конкуренции вследствие ухода иностранных компаний.
С другой стороны, мы должны, конечно, смотреть на технологически сложные отрасли, процессы, где одного только масштаба бизнеса и желания, намерения компании заместить не хватает. Это вопрос доступности технологий, возможности компаний в короткие сроки произвести что-то, что будет сопоставимо с тем, что присутствовало ранее на рынке вместе с участием иностранных компаний.
В ряде секторов мы будем видеть технологическое упрощение, местами нам придётся отказаться от ряда тех более сложных товаров, к которым мы привыкли. То же самое касается предприятий.
Ключевой вопрос, пожалуй, заключается в том, сможет ли российская экономика в долгосрочной перспективе воспользоваться этим шансом и наверстать, приблизиться к технологической границе западных стран. И в разрезе отдельных отраслей ситуация довольно сильно различается.
21 голоса(ов) (34%) - Алексей ЗубецЭксперт
Если, например, брать точное машиностроение, производство транспортной техники или станков, оборудования, то уход западных компаний — скорее минус, чем плюс. Без них справиться невозможно, и взамен одних поставщиков станков и оборудования надо искать других, а аналоги далеко не всегда можно найти.
Если же аналоги найти можно, тогда уход западных компаний, безусловно, становится плюсом. В частности, например, те же электровозы, тепловозы, и так далее.
Но бывает и так, что уход западных компаний — ни плюс, ни минус, ни то и ни другое. Уходящие компании замещаются новыми: европейские — китайскими, азиатскими. В результате российские компании «пролетают» мимо рынка, как это было и раньше.
Если говорить о сложных отраслях, то уход западных компаний — скорее минус. Когда что-то можно сделать своими руками, очень хорошо, но таких историй достаточно мало. Если это что-то совсем ширпотребное, то импорт из одних стран заместился импортом из других стран.
По большому счёту, импортозамещение пока что надежд российского руководства и экономики в целом не оправдало. Достаточно мало отраслей, где уходящие западные компании мы сумели заместить своими образцами продукции и своими компаниями так, чтобы это стало заменой адекватного уровня. Встречаются и замены неадекватные: мы знаем про автомобили, которые выпускались без ABS и подушек безопасности, есть потеря качества. Мы знаем, когда те же самые европейские компании, изготавливающие одежду, зашли к нам через Турцию и Китай, но эти те же самые производители, те же самые владельцы брендов. И для российского рынка это ни плюс и не минус.
Для высокоточных, сложных отраслей, где в мире далеко не всегда есть аналоги (а таких отраслей довольно много — подготовкой матриц для печати электронных плат, например, занимаются всего четыре компании, и все они европейские), когда нам закрыли доступ к этим высоким технологиям, мы оказались без возможности производить какую-то электронику.
Всё зависит от сложности оборудования, о котором идёт речь, и возможности его заменить.
20 голоса(ов) (32%) - Александр АбрамовЭксперт
Шанс для российской экономики в связи с уходом западных компаний в том, что нет значительных проблем в замещении бизнеса, связанного с организацией торговых сетей, компаниями пищевой промышленности — то есть с теми производствами, которые продавали тот или иной товар внутреннему потребителю.
Проблема заключается в том, что среди уходящих много компаний, благодаря которым мы получали новые технологии и встраивались в глобальные цепочки стоимости. Уход таких компаний или компаний с производством (например, автомобильных производств, Ikea и даже более сложных компаний) тяжело ударяет по экономике.
Эту проблему удалось пока решить так, что эти производства не останавливаются. Но всё-таки наши возможности по экспорту новых технологий и привлечению прямых иностранных инвестиций, к сожалению, сильно уменьшились.
20 голоса(ов) (32%)